| ЛОГОПЕДИЯ
Основная задача логопедической службы – коррекция дефектов устной и письменной речи у детей, формирование у них предпосылок (лингвистических и психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку. |
|
Основные направления работы:
Диагностика ребенка – дошкольника на готовность к школьному обучению и наличие речевых нарушений; устной речи учащихся 1-х классов и на предрасположенность к нарушениям в письменной речи; учащихся 2-4 классов на наличие нарушений письменной речи; вновь прибывших в школу учащихся по всем структурным компонентам.
Ведение документации - составление речевых индивидуальных карт учащихся; составление речевых карт классных коллективов.
Пропедевтические мероприятия - с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи; с учащимися 4-х классов по профилактике дезадаптации при переходе в среднюю школу.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы – групповые занятия, индивидуальные занятия.
Логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, консультирование родителей по вопросам логопедии, консультирование педагогов по работе с детьми-логопатами, взаимосвязь с дошкольными и школьными учреждениями с логопунктом, медицинскими учреждениями.
Повышение своего профессионального опыта - курсы повышения квалификации; самообразование.
Демонстрация опыта учителя-логопеда – выступления на семинарах, конференциях, родительских собраниях; работа с молодыми специалистами.
Как проходят логопедические занятия.
Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и
индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4
человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку
логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
В логопедии выделяются следующие виды нарушений речи:
дислалия - нарушение произношения отдельных звуков.
Индивидуальные занятия 1—2 раз в неделю по развитию артикуляционной моторики,
постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут
продолжаться от 3 до 9 месяцев.
ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены
произноше¬ние и речевой слух). Индивидуальные занятия 2 раза в неделю или
сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на
индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику,
ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься
профилактикой дисграфии и дислексии.
ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая
система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика,
связная речь). Общее недоразвитие речи имеет три уровня — от молчания и речи на
уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения
фонематического слуха и слоговой структуры речи) Детям с ОНР только
индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных
занятий 3 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях
работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения. Основными задачами
фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие
лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического
слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии
и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает
эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий
1—2 года.
нарушение чтения и письма, обусловленное
фонетико-фонематическим недоразвитием. Фронтальные занятия проходят 2 раза в
неделю.
нарушение чтения и письма, обусловленное общим
недоразвитием речи. Фронтальные занятия проходят 3 раза в неделю.
На коррекционных занятиях логопедическое воздействие
осуществляется на речевую систему в целом, а именно:
1. коррекция звукопроизношения;
2. развитие мелкой и артикуляционной моторики;
3. развитие фонематического слуха, восприятия, представлений;
4. развитие грамматического строя речи;
5. накопление и совершенствование словарного запаса (совершенствование
лексической стороны речи);
6. развитие связной речи.
На логопедических занятиях учитываются психологические
особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы
воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям.
Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой
материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и
создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего
ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно
работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома
не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция
звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой
привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным
настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем.
Для родителей первоклассников
Здоровый алфавит
Многие из детей, уже собирающихся в школу, имеют проблемы с произнесением тех или иных звуков.
Родители, конечно замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то буквы, но не придают этому особого значения. Для них речь родного чада кажется вполне понятной, и небольшие дефекты списываются на возраст.
Перед фактом, что с ребёнком нужно заниматься такие родители встают, когда их малыш прошёл собеседование перед записью в первый класс. Чтобы успеть "подтянуть" ребёнка, остаётся каких-то три месяца.
Но это слишком большая нагрузка для шестилетки. За несколько месяцев не освоить то, чему нужно было учиться в течение нескольких лет. Да и вообще всего этого можно было избежать, если бы родители не игнорировали профилактические визиты к логопеду. Только специалист в состоянии увидеть реальную картину - заметить нарушения в развитии речи у малыша, которое не привлекает внимание родителей. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков или фонетико - фонематические нарушения - ребёнок не только неправильно произносит, но и воспринимает звук. Случается, что сюрпризом для родителей становится общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, отсутствует связная речь, словарный запас бедный.
Чтобы избежать такой ситуации, хотя бы раз в год малыша нужно показывать логопеду. И, кроме этого, необходимо самим кое - что знать: в три года малыш может коверкать звуки и неправильно предложения. Главное в этом возрасте, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел так или иначе доносить до домашних свои мысли. Помощь специалиста нужна трёхлетним детям тогда, когда они молчат и когда не понимают обращённую к ним простую речь.
Но в четыре года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Дело в том, что родители привыкают к неправильной речи своих детей, и прекрасно их понимают.
В пять лет ребёнок имеет право только на одно - не выговаривать букву "р". А в шесть лет, пред школой, уже считается нормой абсолютно правильное произношение и верное использование падежей. То есть, ребёнок уметь связно и грамотно говорить.
Важно развивать мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками. Очень полезно лепить из пластилина, теста и всего, что можно для этого использовать. Полезно вырезать различные детали.
Чем более развиты будут пальчики вашего ребёнка, тем понятней будет его речь.