Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

   Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.


 В школу придут священнослужители.

   Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

   В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.


  Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер.

   Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
   Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
   Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
   Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.

    Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.


  Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними.

   Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

    • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
    • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
    • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
    • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
    • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
    • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

                 Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.


                Апробация учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался.

                 Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
              шаблоны для ucoz